Иванова Ирина Владимировна МБДОУ «Троицкого детского сада № 1 «Родничок»
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольниковДоклад на конференцию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» СЛАЙД 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Лихачёв, Дмитрий Сергеевич Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя, многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. СДАЙД 3Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей. Формирование у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Актуальность темы: Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Патриотизм – это когда тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. В нашем дет саду нравственно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением. СЛАЙД 4 Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств в нашем детском саду начинается с детьми младшего дошкольного возраста. В нашем детском саду в каждой возрастной группе воспитатели создают необходимую развивающую среду. СЛАЙД 5,6 В каждой группе оборудован уголок ряжения, который пополняется необходимыми атрибутами для сюжетно–ролевых игр. Ведь сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе сюжетно – ролевых игр - дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу, учатся культуре общения. А также ребята учатся договариваться друг с другом и трудиться в коллективе. СЛАЙД 7 В уголках природы учим детей ухаживать за комнатными растениями, знакомим с различными природными материалами и их свойствами. Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции. То есть – это приобщение их к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. СЛАЙД 8 В своих группах мы оборудовали книжные уголоки, т.к. неоценимую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворения, сказки, рассказы, прибаутки, потешки, в ходе которых мы обращаем внимание детей на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях, трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формирование основ здорового образа жизни и бережного отношения к природе и всему живому. Родной край, родное село… Они славятся своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными праздниками. В нашем детском саду каждый год проводятся различные праздники и мероприятия, в ходе которых мы приобщаем детей к нашим традициям: СЛАЙД 9 Вот уже третий год у нас в детском саду проходят святки, к нам приходят из музея, со школы искусств педагоги и дети, которые знакомят наших детей с различными играми, обычаями СЛАЙД 10,11 Не первый год у нас проводится развлечения «Масленица», «День народного единства», мероприятия к 9 мая. На праздниках мы часто упоминаем о нашем прошлом. Например на празднике к 23 февраля у нас была обыграна небольшая сценка о том как богатыри защищали свою Русь. СЛАЙД 12 Так же мы организуем экскурсии к памятникам вечной славы. В этом году мы с детьми ходили на митинг посвященный выводу войск из Афганистана. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность. СЛАЙД 13, 14 В нашем детском саду педагоги и родители работают в тесном сотрудничестве, наши родители принимают активное участие в различных выставках, конкурсах, оказывают помощь в обустройстве участков и оформлении групп. С родителями мы также проводим мастер-классы: к 9 мая, изготовление костюмов проводим консультации СЛАЙД 15 Также родители нам помогают в создании небольшого музея «Русская изба». Часть мы уже оформили, но так же у нас в процессе и дальнейшее ее оформление. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Презентация к докладу 19 ноября 2021 в 08:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.