Иванова Ирина Владимировна МБДОУ «Троицкого детского сада № 1 «Родничок»
10 «нельзя» для родителей в воспитании ребёнка (консультация)Общих правил о том, как воспитывать ребенка, которые подходили бы на все случаи жизни, не существует. Ведь все дети разные и каждый ребенок индивидуален. Но есть вещи, которые нежелательные при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя. Если хотите воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нужно в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя, и избегать всего, что разрушает этот положительный образ. Итак, чего же все-таки не нужно делать при воспитании ребенка: 1. Не унижайте ребенка. Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ ребенка. 2. Не угрожайте ребенку. «Если ты это сделаешь – ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь сестру, я тебя…» Каждый раз, когда Вы так говорите, то учите ребенка бояться и ненавидеть Вас. Угрозы совершенно бесполезны – они не улучшают поведения. 3. Не вымогайте обещания. Ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» – и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание относится к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово – это одно, а дело – совсем другое. 4. Излишне не опекайте ребенка. Излишняя опека над ребенком приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 5. Не требуй немедленного повиновения. Представьте, что муж говорит жене: «Дорогая, брось все и сию же минуту приготовь мне чай». Вам бы это понравилось? Точно так же Вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие. 6. Не потакай ребенку Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые – стоит немножко поднажать, и они растянутся. 7. Будьте последовательны. К примеру, в пятницу у Вас хорошее настроение и Вы разрешаете ребенку нарушать все правила (или какие-то из них). А в понедельник, когда он делает то же самое, Вы запрещаете ему эти вещи. Теперь представьте себя на месте своего чада. Как бы Вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. 8. Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка. Если Вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, то этим Вы провоцируете у него неприязнь к Вам. Если Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще не способен, то это плохо сказывается на развитии его самосознания. 9. Не морализируйте и не говорите слишком много. Каждый день тысячи слов порицания говорятся нашим детям. Если все эти слова записать и дать послушать родителям, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. Так как отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. 10. Не лишай ребенка права оставаться ребенком. Представьте себе, что Вы воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок – не счастливый ребенок. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 8 ноября 2021 в 16:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.